АННА МУРАДОВА
"Знаки", предвещающие смерть и видения, несущие угрозу
смерти в бретонском фольклоре.
В бретонской фольклорной традиции в ряду поверий, связанных с уходом
человека в иной мир, важное место занимают так называемые "знаки"
(брет. Sin). Эти "знаки" являются человеку незадолго до его
смерти (за неделю, за несколько дней), или родственникам умершего (чаще
всего в момент его смерти или непосредственно перед тем, как известие
о смерти будет получено). Иногда человек, желающий узнать о собственной
судьбе или судьбе своих близких, может видеть "знаки" с помощью
гадания, но, как правило, они возникают неожиданно. Большое число подобных
"знаков" приводит А. Ар Браз (La légende de la Mort),
описания тех или иных "знаков" и примет содержатся в публикациях
практически всех собирателей бретонского фольклора (напр. записи Микаэля
Мадека). Большинство примет дожило до нашего времени и бытует в крестьянской
среде, причем рассказы о явлении “знака” бытуют в форме быличек.
Несмотря на многообразие "знаков", можно условно поделить
их на следующие группы:
Характерные звуки: крик птицы Анку, скрип телеги Анку, проезжающей в темноте,
неизвестно откуда доносящийся колокольный звон и т. п. Слышащий их необязательно
умрет, возможно, эти знаки предвещают смерть родственника или соседа.
Смерть может наступить через несколько часов или по истечении нескольких
недель, предотвратить ее невозможно.
Разнообразные видения, вещие сны и т. п. Эта категория "знаков"
самая разнообразная, т. к. при желании любое из ряда вон выходящее событие,
непонятное явление, неприятный сон, явление во сне и наяву умерших родственников
можно расценить как дурное предзнаменование. Как предвестие смерти можно
расценить разнообразные явления, например - появление птицы вблизи дома
тяжело больного человека, горящий свет и шум в мастерской, где никто не
должен в это время работать и так далее. Мотивы этих быличек универсальны
и встречаются у многих народов (как, например такой мотив: человек слышит
голос родственника, находящегося далеко; позже выясняется, что именно
в это время этот родственник умер) Однако часто эти в общем-то банальные
мотивы привязываются к местным поверьям, например, связываются с появлением
Анку.
Явление потустороннего существа: Анку, олицетворяющего смерть и являющегося
не только ее вестником, но и ее "исполнителем" (его роль - поражать
живых и отправлять их души к Богу) а также непосредственно предупреждающего
о дне предстоящей смерти, либо призрака, встреча с которым чревата смертельным
исходом. Если в первом случае смерть неизбежна, т. к. встречу с Анку нельзя
ни предугадать, ни отсрочить, ни отменить (мотив обманутой смерти встречается
крайне редко), то во втором случае избежать встречи или контакта с призраком
вполне возможно.
Так, например, встреча с призраком чаще всего происходит ночью. В самом
названии многих призраков содержится элемент noz "ночь", прибавляемый
к названию: spes noz, Boudig-noz, bugel-noz. Этот элемент является указанием
на время явления его живым. Таким образом, встречи с этими существами
легко избежать - достаточно не появляться ночью на дороге. Но даже в том
случае, если встреча состоялась, у жертвы есть все шансы остаться в живых,
как при встрече с "ночными прачками" (kannerezed noz), т. е.
женщинами, стирающими белье по ночам в пруду. Как сообщает Ар Браз, эти
прачки стирают саван того, кому предстоит умереть. Иногда видящий их может
узнать о близкой смерти другого человека, а иногда умирает сам. Того,
кто проходит мимо ночные прачки просят помочь выжать им белье, и когда
человек помогает им, его убивают. Однако путник может и не помогать им.
В этом случае прачки не являются вестницами смерти, а представляют собой
существа встреча с которыми потенциально опасна, причем, выбирая определенную
тактику поведения, смерти можно избежать. Схожая ситуация наблюдается
в случае встречи человека с корриганами. Корриганы, в зависимости от поведения
человека могут оказывать ему помощь (одаривать, исполнять желания) или
вредить, нанося увечья или убивая человека. Собственно, корриганы, в отличие
от ночных прачек никогда не являются вестниками смерти. Так же обстоит
дело и с явлением живому человеку умершего родственника или соседа. Умерший
далеко не всегда враждебен живущему, более того, он иногда сам нуждается
в помощи (La légende de la mort, сказки типа Un ene e poan Ф. Люзеля).
Подобные видения обычно не относят к "знакам", так как они не
возвещают о неизбежной смерти, а лишь создают смертельно опасную ситу
|