АБЕЛЯР,
ПЬЕР (Petrus Abaelardus лат., Pierre Abélard фр.) средневековый
философ и теолог. Родился в окрестностях Нанта в благородной семье. Избрав
карьеру ученого, отказался от права первородства в пользу младшего брата.
Был учеником Росцелина, Тьерри из Шартра, Гильема из Шампо. Преподавал
в Мелене, Корбейле, затем в Париже, где его лекции пользовались большой
популярностью, а ученики называли его “владыкою в области философии”.
В 1118 году стал любовником своей ученицы
Элоизы. Разгневанный опекун девушки решил отомстить соблазнителю и нанял
разбойников, которые оскопили Абеляра. Философ поступил в монастырь Сен-Дени,
а потом уехал в Шампань, в Мезонсель. В 1121
году трактат Абеляра о Троице был осужден на церковном соборе в
Суассоне. Вернулся в Сен-Дени, а через
некоторое время основал Параклет, новый монашеский орден, недалеко от
Ножан-сюр-Сен. В 1125 году стал аббатом монастыря
Св. Гильдаса Рюикского в окрестностях Ванна. Однако отношения Абеляра
с монахами и местными жителями не сложились: “Область та действительно
была варварской, языка жителей ее я не знал, постыдная и необузданная
жизнь монахов в упомянутом монастыре была почти всем хорошо известна,
а живущий в этой области народ был диким и неукротимым,” – писал он. В
1136 году Абеляр был изгнан монахами и вернулся
в Париж. В 1140 году его трактат Theologia
был осужден на соборе в Сансе. Последние годы жизни провел в монастыре
Клюни.
Абеляр был одним из крупнейших философов-логиков Средних веков.
Он был автором учебника логики для начинающих (Logica ingredientibus),
трактата Да и нет (Sic et non) – первого в истории западной
мысли трактата о методе познания. Абеляр разрабатывал также этические
проблемы. В трактате Познай самого себя (Ethica seu scito te
ipsum) полемизировал с идеями святого Бернара Клервосского относительно
греховности человека. Абеляр переносил акцент с греха (Бернар: “Зачатые
в грехе, грешники, мы зачинаем грешников”) на самого грешника. Считая
грех “недостатком света”, он признавал за человеком право выбора в пользу
грешной или безгрешной жизни и призывал сочетать веру и разум. В Диалоге
между философом, иудеем и христианином стремился отыскать единые для
всех религий божественные законы. В споре об универсалиях занял позицию
умеренного номинализма, который позже был назван концептуализмом Автобиографическая
История моих бедствий (Historia calamitatum mearum) 1132-1136
и переписка Абеляра и Элоизы были признаны шедеврами средневековой литературы.
Несмотря на то, что Абеляр, судя по всему, не испытывал любви
к родной провинции Бретань и ее жителям, Э. де ла Вильмарке считал его
гордостью бретонского народа и посвятил ему одну из песен сборника Barzaz-Breizh
(1839) – Loeza hag Abalard.
|