Рассказывать
о музыканте, людям, которые не знакомы с его творчеством (возможно, Вы
пока еще к ним относитесь) дело не простое. Тем не менее: Алан Стивелл
является одним из величайших музыкантов в истории фолка и, несомненно,
выдающейся фигурой всей современной музыки (неплохо для начала, да?).
Если Вы до этого момента никогда не слышали его имени, это совсем не значит,
что авторы преувеличивают его заслуги или Вы плохо разбираетесь в музыке:
сам жанр, в котором работает Стивелл, не предусматривает популярности
Майкла Джексона или Френка Синатры. Тем не менее,если Вы спросите о нем
у любого специалиста в области фолка или просто у человека хорошо разбирающегося
в музыке, то скорее всего, Вы услышите по крайней мере, уважительный отзыв.
Алан Стивелл (Alan Stivell) родился в 6 января 1946,
в городке Риом в Оверни, куда его родители эмигрировали из Бретани во
время второй мировой войны. Вскоре после его рождения, вся семья переселяется
в Париж. Отец Алана, Йорд Кошевелу (Jord Cochevelou), был необычным человеком.
Простой служащий министерства финансов, он все свободное время посвящал,
тому, что считал делом всей своей жизни - реконструкции и воссозданию
кельтской арфы в Бретани, откуда этот благородный инструмент к тому времени
исчез. Энтузиазм Йорда принес свои плоды - после нескольких лет упорного
труда он собрал свою первую арфу. "Когда мой
отец натянул первую струну, я был заворожен ее звуком" - вспоминает
Алан Стивелл. Таким образом, с раннего детства, Алан соприкоснулся с инструментом,
которому он посвятит свою жизнь. Уже в возрасте восьми лет, он начинает
небольшие выступления на публике, а его отец, в это же время, изыскивает
средства, для выпуска арф. Начало было положено!
С возрастом, Алан расширяет свой кругозор, начинает интересоваться
гэльской музыкой. Он овладевает искусством игры на шотландской волынке
в Глазго, затем, в Париже, принимает участие в багад Блэймор (багад -
это аналог шотландского пайп-бэнда, бретонский волыночный оркестр).
Эти события пришлись на начало 60-х годов - революционное
время для музыки. "В моей голове витали мысли о бретонском фолк-роке".
Алан записывает несколько сорокопяток и LP - "Telenn Geltiek".
Он знакомится с музыкантами группы Moody Blues, которые предлагают ему
первое отделение в своем концерте. Итак, в 1968,
Алан Стивелл прибывает в Лондон, что бы выступить в концертном зале Куин
Элизабет Холл.
В 1972, выходит его второй альбом
- "Renaissance de la harpe celtique", который получил гран-при
академии Чарлз-Кросс. В этом же году состоялся легендарный концерт в "Олимпии"
- первый триумф Стивелла, символ возрождения и признания бретонской культуры
в XX столетии.
Выступление
в концертном зале "Олимпия" не зря окрестили "кельтским
Вудстоком": этот эпитет весьма наглядно передает атмосферу, царившую
28 февраля 1972 , на главной концертной площадке
Франции. Молодежь, съехавшаяся из различных уголков Европы, в том числе
из Ирландии, Уэльса, Шотландии и, естественно, Бретани, танцевала по всему
залу, бурно поддерживая своих ровесников, которые исполняли музыку стран
кельтского мира под аккомпанемент инструментов присущих как рок, так и
фолк музыке. "В 70-х, "Олимпия"
имела еще более авторитетное значение, чем сегодня. Играть там, было коронацией.
Репертуар, который мы представили, был бретонским, ирландским и шотландским,
и дополнялся несколькими моими композициями. Но так как большинство вещей
были бретонскими традиционными мелодиями, аранжированными на новый лад,
бретонцы могли считать, что они были сами на сцене "Олимпии".
Тогда было ощущение завоевания Парижа, Франции. И это было не с оружием
в руках, но с арфой, что было даже круче!" - вспоминает Алан
Стивелл.
Этот концерт транслировался музыкальным отделением радиостанции
"Европа I". В Бретани тысячи людей собирались в барах и кафе,
что бы вместе послушать выступление своего соотечественника. Концерт был
записан и издан под названием: "Olympia Concert". В Европе было
продано полтора миллиона экземпляров этого альбома. Он остается абсолютным
бестселлером среди кельтской музыки. Впрочем, главная его заслуга не в
этом, а в том, что именно этот концерт поднял волну кельтомании которая
обрушилась на Европу и Америку в 60-70 годы нашего столетия.
Итак,
дальше. Стивелл начинает активные гастроли по всему миру, не прекращая
при этом студийной работы. До конца 70-х, он выпускает несколько альбомов
(по одному в год!), в которых придерживается двух основных направлений:
"чистый" бретонский фолк (E Langonned) и фолк-рок (Chemins de
Terre). Однако в 1980, следует очередная
крупная веха в творчестве музыканта, ознаменовавшая резкий поворот в его
звучании: Simphonie celtique (Tir Na Nog). Действительно, на этом альбоме
уже нет привычной последовательности песен, музыка идет практически непрерывным
валом, а в звуковой палитре присутствуют несколько хоров и инструменты
присущие симфонической, народной и рок-музыке. Причем на этот раз Стивелл
использует народные инструменты не только кельтские или, как он уже делал,
индийские, но и инструменты других стран и континентов. Характерна концептуальная
сторона диска - единство народных культур планеты Земля и отрицание примата
этнического большинства над меньшинством. Вообще, эти две темы прослеживаются
во всем творчестве Стивелла, идеи, так сказать, провозвестники будущей
концепции world-music.
В 1993, Алан выпускает альбом
"Again", где звучат новые версии его старых "боевиков":
"Tri martolod", "Suite sudarmoricaine", "Ian
Morrisson reel" и т.д. В записи этого альбома ему помогали Кейт Буш
и Шейн Макгован.
К концу 90-х, в творчестве музыканта все более четко прослеживается
склонность к world-music . В 1998, выходит
альбом "I Douar" (Одна Земля), который закрепляет за музыкантом
репутацию одного из основателей и лидеров этого жанра. Некоторые любители
ортодоксального фолка, критикуют Стивелла за "отход от чистого народного
звучания". Это вопрос отдельного исследования и Вы вправе сами им
заняться. Слушайте, вникайте, делайте выводы...
P.S. В марте 2000 вышел очередной
диск артиста: "Back to Breizh".
ИЗБРАННАЯ ДИСКОГРАФИЯ
|
Telenn Geltiek (Harpe celtique)
1961
Дебют семнадцатилетнего музыканта… Между прочим, оформлял
пластинку он сам.
|
|
|
Reflets 1970
С этого альбома, как и
с Chemins de Terre, лучше всего начинать знакомство с творчеством
Стивелла.
|
|
|
Renaissance of the Celtic Harp 1971
Полностью инструментальный альбом. Приз Charles Cross
академии.
|
|
|
Olympia Concert
1972
Легендарный концерт в "Олимпиии". В числе
соратников Стивелла - Dan Ar Braz и Gabriel Yacoub, будущий основатель
группы Malicorn.
|
|
|
Chemins de Terre
1973
Этот альбом, пожалуй, наряду с Reflets является квинтэссенцией
раннего творчества Стивелла. Он стал "золотым", а The
Melody Maker назвал его диском года.
|
|
|
E Langonned
1974
Полностью акустический альбом. Очень глубокая музыка.
Не смотря на свою абсолютную аутентичность, удостоилась звания "золотой
диск".
|
|
|
In Dublin
1975
Выступление в Дублине. Мощный роковый драйв в соединении
с кельтской гармонией. Концерты шли десять дней в присутствии 40
000 зрителей, на Национальном Стадионе. Кельтский стадионный рок,
так сказать…
|
|
|
Before Landing
1977
Диск посвящен истории Бретани, ее отношениям с Францией,
борьбе бретонцев за право не быть французами…
|
|
|
Journee A La Maison
1978
Великолепная смесь фолка, джаза, прогрессива. Арфа,
ситар, табла, волынка и все такое.
|
|
|
Simphonie celtique (Tir Na Nog)
1980
Феноменальная пластинка. Слов нет… :)
|
|
|
Harpes Du Nouvel Age
1985
Полностью инструментальный диск. Эксперименты со звуком
электроарфы. Номинация на Grammy.
|
|
|
Mist Of Avalon
1991
Альбом посвящен артуровским легендам.
|
|
|
Again
1993
Старые хиты в новом звучании. Стивеллу помогали Kate
Bush, Davy Spillane, Dan Ar Braz, Shane McGowan.
|
|
|
Brian Boru 1995
Отличная музыка. Последний номер - Гимн Уэльса и Бретани,
исполняемый на каком-то валлийском стадионе. Поется хором…
|
|
|
1 Douar 1998
Этот альбом понравится любителям world-music. Записан
в компании с Youssou N'Dour, Soeurs Goadec, Paddy Moloney (Chieftains)
и другими.
|
|
|
Back to Breizh, март 2000
Последний релиз!!!:)
|
|
И напоследок, небольшое предупреждение тем, кто захочет пойти
в магазин и купить какой-либо диск (а то и несколько) этого замечательного
музыканта. К счастью, теперь это можно сделать и в России. Однако, если
Вы будете ориентироваться на приведенную выше дискографию, имейте в виду,
что некоторые альбомы Стивелла выходили с разными обложками. Естественно,
не стоит забывать и то, что он выпускает свою музыку на французских лэйблах,
но издают ее и в англоязычных странах, под английскими названиями. Например,
альбом Journee A La Maison (1978),
выходил также под названиями A Home
Coming (англ.) и Un Devezh `Bar `Ger (брет.). Плюс к этому, с разными
обложками. В таких случаях, лучше всего ориентироваться на год издания,
благо, Стивелл не выпускает альбомы чаще, чем раз в год.
|