Григорий Бондаренко
Доиндоевропейские субстраты в ирландской мифологической картине
мира.
1. Строители погребальных сооружений в долине р. Бойн (4-3
тыс. до н.э.), очевидно, были носителями определенных религиозных и мифологических
представлений. В основе их грандиозного строительства, вероятно, лежала
своеобразная картина мира. Как отмечал в свое время Дж. Кук, в мифологии
и космологии носителей культуры долины р. Бойн, насколько можно судить
по оригинальной "обсерватории" в Ньюгрэндже, большую роль играли астрономические
явления, ход светил, одним словом, верхний небесный мир. Напротив, в мифологии
Ирландии, отраженной в средневековой литературе, преобладали представления
о нижнем мире во всевозможных его проявлениях (хотя часто и возникают
вопросы, правомерно ли называть тот же sнd нижним миром). Итак, в случае
культуры долины р. Бойн, мы сталкиваемся с одним доиндоевропейским субстратом
в сфере мифологии.
2. Что касается сида, и его роли в ирландской мифологии, можно высказать
предположение, что так же как верхний мир господствовал в картине мира
древних жителей долины р. Бойн, так нижний мир сида, с одной стороны,
и фоморов, с другой стороны, господствовал в картине мира гойделов. Здесь,
как ни парадоксально, мы тоже вероятно сталкиваемся с каким-то доиндоевропейским
субстратом, поскольку представления о верхнем мире, характерные для индоевропейских
мифологий, фактически отсутствуют. С моей точки зрения, почти полное отсутствие
следов этих представлений нельзя связать, как предполагал П. Мак Кана,
с исчезновением сословия друидов и их устной доктрины, включавшей в себя
и космологию. Я основываюсь на том, что оригинальная космология достаточно
подробно, можно сказать, на доктринальном уровне, показана в ирландской
средневековой литературе.
3. Я постараюсь показать это на примере древнеирландской повести Airne
Fнngein ("Ночное видение Фингена"). Повесть о ночном видении Фингена полна
"манифестаций пространства": появление реки Бойн и озер, огромного дуба
Мугна и т.д. Ключ к пониманию мифа его современниками (если можно так
выразиться) часто лежит в словаре мифа и особенно в точных глагольных
формах в мифологическом тексте . Поэтому словарь и конкретные глагольные
формы мифологем в предании заслуживают специального рассмотрения. Каждая
"манифестация" чудес описана в AF с помощью двух глаголов - fo-gaib "находит"
и foillsigthir "открывает". В AF они стоят во всех фрагментах, относящихся
к проявлению чудесных объектов. Так, говорится, что "дороги не были найдены
до этой ночи" (nн frнtha cosinnocht) . Таким образом, подразумевается,
что дороги уже существовали в определенной предсуществующей форме даже
до ночи рождения Конна.
4. Тексты из корпуса dinnshenchas, упоминающие пять дорог Ирландии, говорят
об их появлении почти в тех же словах, что и упомянутое предание. В метрической
старине мест мы читаем: "До рождения Конна Ста Битв не был найден путь
древнего владыки" (co ngйnair Cond cйt catha nн frнth in sйt sen-fhlatha);
прозаическая версия рассказывает о том же: "…эти дороги были найдены"
(frithea na roit sea); и, наконец, аналогичная фраза в Анналах Четырех
Мастеров: "В ночь рождения Конна были найдены пять главных дорог" (A noidche
geine Cuinn forrith cуicc prнomhrуid) . Другой фрагмент из тех же метрических
диннхенхас Шлиге Дала ясно показывает, что дороги были найдены, и описывает
источник их нахождения и хозяев этого источника: "Они были найдены в сокрытии,
в дубравах, / у призраков, у сидов" (frнtha a dнamraib, a dairib, / у
shнabraib, у shнdaigib).
5. Интересный пример различной интерпретации одного и того же мифологического
события в AF и диннхенхас мы можем найти в истории о появлении (излиянии)
реки Бойн в ночь рождения Конна. Легенда, связанная с названием реки особенно
интересна, так как название Boand в своей древнейшей форме появляется
уже у Птолемея как ,
то есть "белая корова [богиня]", родственное индийскому Govinda. В метрическом
и прозаическом варианте диннхенхас Боанн отсутствует упоминание ночи рождения
Конна в контексте появления реки из пострадавшего одноглазого и одноногого
божественного тела и из потустороннего колодца (Gwynn, Met. Dind., III,
27). Таким образом, не была ли древняя история о богине-реке позднейшей
вставкой в легенду о рождении Конна в AF? Есть основания предполагать,
что все подобные истории в повести просто соответствовали ритуальной или
космологической модели и были позже собраны literati в одном предании.
Вероятно, феномен "вторичной космогонии" после рождения короля существовал
в Ирландии еще до создания AF.
6. Можно сказать, что AF и подобные упомянутым истории из диннхенхас содержат
наиболее очевидные примеры "манифестационализма" в средневековой ирландской
литературе. Говоря об ирландском манифестационализме в целом: скорее всего
идея творения была неизвестна ирландцам до принятия христианства, пространство
всегда существовало и просто в определенный момент проявляется на свет.
Подобно тому, как было написано в AF о появлении дорог: 'tъargabsat na
cуic rуit cend' (буквально: "пять дорог подняли голову (т.е. появились)").
7. Такой манифестационализм подразумевает, что все элементы пространства
проявляются как части вечного божественного тела. Черты ландшафта и многие
другие феномены в ирландской литературе воспринимались как существующие
в вечности, но обнаруживаемые только в момент их манифестации. Как А.Г.
ван Хамель писал в своей работе "Аспекты кельтской мифологии" относительно
тех же пяти дорог Ирландии: 'The roads as a vital organ of the land are
divine, eternal and uncreated' . Следовательно, древнеирландский миф пространства
может быть представлен в трех фазах. Мифологические объекты пространства
появляются из трансцендентного пред-существования в сиде (как дуб Мугна,
первоначально покрытый волшебным туманом), они проявляются в материальном
мире, если соблюдены необходимые условия. Однако манифестация мифологических
объектов всегда может быть временно прервана и обращена в не-существование
любым важным событием, таким как смерть божественного монарха или божества
королевской власти (как в предании "Смерть Конна" (Oided Chuinn) в случае
деревьев Биле Тортан и Эо Росса). И, наконец, мифологические объекты возвращаются
в их пред-существование.
|