НАТАША РОМАНОВА
"Кельтомания" во Франции в начале 19 века
Доклад на прочитанный на 1 семинаре, посвященном истории и культуре Бретани.
24.09.99.
В конце 18 века под влиянием идей преромантизма (Макферсон)
образованные бретонцы (среди прочих Ле Бриган, де Понтриё, Ла Тур д`Овернь,
ле Клех, де Плугасну) начинают интересоваться прошлым своей родины, ее
языком, осознают близость бретонской культуры к культурам других кельтских
народов. Начинается период так называемой "кельтомании". На "кельтофилов"
оказали влияние такие книги, как "Древности нации и языка кельтов" П.Пезрона
(1703) и "Воспоминания о кельтском языке"
безансонского теолога Бюлле (1754 -1760).
Кабинетные ученые, а потом и романтики-католики в конце 18 – начале 19
века начинают изучать кельтские древности и язык, говорить о "кельтском
духе".
Большой популярностью пользуются книги, изданные в 18 веке:: Дом Мартин
- "Религия галлов" (1727); Грегуар Ростренен
– бретонский словарь (1732), бретонская грамматика
(1738); Дом Ле Пеллетье – "Словарь бретонского
языка" (1722).
В предисловии к словарю Дом Ле Пеллетье утверждает, что древние бретонцы
не знали муз и язык их, судя по новейшему, был грубым жаргоном, неспособным
к стиху.
В первом десятилетии 19 века несколько кельтоманов сошлись в Париже и
основали Кельтскую Академию. (Академия просуществовала до 1814
года, когда она была преобразована в "Королевское общество Антикваров
Франции". Академия и ее преемники выпустили пять томов записок в период
с 1807 по 1812
год и 26 – с 1817 по 1863).
Среди членов Академии наиболее выдающимися были Ле Бриган (утверждавший,
что negata celtica negatur mundus), Мало-Корре Латур д`Овернь ("Les origines
gauloises"), Камбри ("Le voyage dans le Finistere"). Бретонец Элоа Жоанно
составил проект Академии, идею которой выразила выбитая в память ее основания
медаль: на одной стороне гений с факелом снимает вуаль с женщины (Галлия),
сидящей между дольменом и петухом (gallus), женщина подает гению сверток,
на котором написаны кельтские слова Yez ha Kizion Gall (язык и нравы галлов);
вдали - друидический холм с деревом и надпись Sermonem patrium moresque
requiret. На другой стороне – венок и надпись: Academie celtique fondee
an X111, около венка Gloriae majorum.
Цель Академии, как утверждал Давалле, состояла в том, чтобы "воссоздать
историю кельтов, отыскать памятники кельтской эпохи и исследовать, обсудить
и объяснить", и, во вторую очередь, "изучить и опубликовать этимологии
слов всех языков на основании кельтско-бретонского, валлийского и гаэльского".
Академия должна была уничтожить за многие века создавшийся предрассудок
– "замалчивание существования кельтов".
Образовавшаяся под влиянием Академии школа кельтофилов "впала в кельтоманию"
(по выражению М.П.Драгоманова). Например, Жан Рейно в своем "Гении Галлии"
подробно излагает неизвестно из каких источников почерпнутую мудрость
друидов. Кристоль Феррье доказывал, что так как Галлилея – Галлия, то
и Христос и апостолы были кельты; что большая часть Европы и Передней
Азии до Иерусалима включительно были когда-то заселены кельтами.
Кельтофилы были уверены, что бретонский язык остался людям
в наследство от Земного Рая, причем за многие века не претерпел никаких
изменений, а также, что бретонский язык явился праматерью всех остальных
языков. Поэтому, если слово одного корня встречалось, например, в бретонском
и во французском языках, они утверждали даже в самых очевидных случаях,
что французский позаимствовал это слово из бретонского.
|