В Бретани нет почти не одного прибрежного пейзажа
или пейзажа внутренней части страны, который не был бы отмечен каменным
крестом, статуей святого, колокольней церкви или часовни. Грандиозные
соборы, великолепные романские, и главным образом готические храмы, скромные
деревенские церкви, маленькие часовни и бесчисленные каменные Распятия
рассеянные по дорогам и перекресткам Бретани могут дать представление
человеку, даже не знакомому с историей и традициями Бретани, об отношении
к религии ее обитателей. Несмотря на влияние различных архитектурных стилей,
это своеобразие подчеркивается тем, что эти памятники созданы из традиционного
материала страны: гранита, сланца, шифера, и несут на себе отпечаток времени,
суровости местного климата и, главным образом - неукротимого духа этого
свободолюбивого и религиозного народа. Внутреннее убранство церквей и
часовен, которые сами по себе, очень красивы, обнаруживает зачастую и
другие, неожиданные сокровища: удивительные амвоны, витражи необычайной
красоты, роскошно отделанные органы, баптистерии и хоругви, деревянные
или каменные многоцветные алтари и, конечно, многочисленные иконы и скульптурные
изображения святых. Действительно, Бретань это страна "тысячи святых",
большая часть которых никогда не была признанна Римом.
После разрушительных вторжений норманнов, религиозное
возрождение, вызывает в Бретани, с IX века, расцвет романских аббатств
и церквей. Тем не менее, в наше время, религиозные постройки романского
стиля, немногочисленны в Бретани, так как они, в ходе реконструкции, постепенно
вытеснялись готикой или стилями эпохи Возрождения – периода процветания
в Бретани, сооружениями более просторными и изощренно украшенными. C XII
по XV, меценатство герцогов династии Монфор и крупного дворянства благоприятствуют
восстановлению большей части соборов. Наконец, между XIV и XVIII веками,
строительство бесчисленных церквей и сельских часовен выражает благополучие
Бретани, гордость крестьянского сословия и триумф христианства.
БРЕТОНСКИЕ СОБОРЫ
С XII века, в девяти бретонских епархиях, связанных со святыми
основателями Арморики, создаются или восстанавливаются храмы (Дол, Нант,
Кемпер, Ренн, Сен-Брие, Сен-Поль-де-Леон, Сен-Мало, Трегер, Ванн). Некоторые
из этих строек продолжались от трех до пяти веков. Поэтому эти сооружения,
все очень красиво исполненные, вобрали в себя элементы различных архитектурных
стилей: романского, готического и стиля Возрождения.
|
Собор Святых Петра и Павла (XV век) в Нанте (Атлантическая
Луара). Внутренняя часть этого внушительного здания, вопреки другим
бретонским соборам, - из каменного известняка и белого песчаника.
Отметим могилу Франциска II, эпохи Возрождения, работы Мишеля Коломб
(Michel Colombe).
|
|
|
Собор Святого Самсона (XII - XIII) в Доле (Иль-э-Вилен),
просторное здание из гранита, свидетельствует о богатом и знаменитом
прошлом епископства Дола. Собор сохранил большой витраж на хорах,
наиболее древний в Бретани (конец XIII века).
|
|
|
Собор Святого Корентина (XIII - XVI) Кемпер, (Финистер)
|
|
РАСПЯТИЕ (КАЛЬВЕР)
Кальверы (придорожные Распятия), в Бретани, обычно изображают
Спасителя на Кресте, в сопровождении Богоматери и святого Иоанна, а также,
эпизоды Страстей. Основание креста обогащается сценами жизни Христа или
Девы Марии и может иметь иногда монументальные размеры. Некоторые кальверы
состоят из сотен маленьких фрагментов, представляя собой настоящие "Евангелия
в камне", предназначенные в былые времена для религиозного просвещения
народа.
|
Кальвер в Плейбен, 1555,
28 эпизодов из жизни Спасителя.
|
|
|
Фрагмент кальвера в Сен-Тегоннек, 1610.
|
|
|
Кальвер в Гумилио 1581
- 1588, более 200 фигур изображенных
на двух уровнях.
|
|
|